2022 год сорвал занавес и явно показал, среди каких подмен, «войн памяти» мы сегодня живем. Пропаганда, искусственная ностальгия, старые и новые колониальные тенденции, мобилизации и милитаризация. Мир меняется и ускоряется.
Как в этом мире сохраниться? Как остаться собой? Сохранить мир, государство.
Манкурт это не только человек. Манкуртом может быть и государство, государство которое решает или под воздействием другого государства/идеологии отказаться от своего прошлого. Уничтожая лидеров своих общин, родов – баев и манапов, изымая у них все имущества (раскулачивание) и физически высылая их далеко за пределы родины (Украина, Россия – Сибирь), или просто убивая. Большинство лидеров родов были избраны демократическим путем в тех прото-демократиях сообществ. Потому что от них зависела безопасность сообщества, физическая – переживут ли они зиму или жут/голод или конкуренцию с другими родами. Высылая и уничтожая мул, молдо, акынов – религиозных или традиционных авторитетов, часто более образованных и сведущих, чей голос был громче всегда, а значит и опасней для новой власти. Демонизируя и избавляясь от всех, кто сопротивлялся советской власти, обобщая в единое «басмачи».
Позже маргинализируя и саму этническую культуру, переводя ее в обобщенную типологию. Уничтожая «пережитки прошлого» — веками сложенные социальные сети, традиции.
Формируя управляемого, безвольного, но благодарного манкурта, манкуртов.
Почему им это частично удалось? Потому что у манкурта изымают самое сокровенное и важное – память. Память о реальной прошлой жизни, его идентичность.
Так марионетка – беспамятный манкурт доходит до того, что собственными руками и по наводке хозяина, убивает собственную Мать. На том месте, в произведении Чынгыза Айтматова остается могила, люди назовут ее «Эне бейит» (могила матери). Как символ-предупреждение о том, как человек может потерять себя.
Здесь у гор, в 20 километрах от Бишкека, находится такой же символ – «Ата-Бейит» (Могила отцов). Вернее, это продолжение той истории. Это первое место на всем постсоветском пространстве, открытое в 1991 году, место массового расстрела. Здесь, у нас в Кыргызстане нашли тайно убитых и спешно захороненных 137 безвинных граждан, среди которых известные личности, оставившие значительный след в культуре, управлении страны. Это символ-предупреждение о том, как государство забыло свое прошлое, обесценило своих граждан и стало их уничтожать. Массово уничтожать. Эта память «красного террора» — сталинских репрессий, до сих пор сокрыта в архивах КР.
Память. Как люди ее сохраняют? Сохраняет ли ее государство?
- Памятники и памятные дни. Будете в Мемориальном комплексе «Ата-Бейит», обратите внимание — на барельефах посвященных Үркүн – трагическим событиям 1916 года. Там вы не увидите одной стороны той драмы, там только жертвы. Поразмышляйте – почему? Почему в отличие от наших соседей, наш День памяти посвящен «истории и памяти предков» — абстрактно и беспредметно. В Казахстане это – День памяти политических репрессий и голода. В Узбекистане день памяти политических репрессий. А о чем этот День у нас?
- Устные истории. Этот метод относительно новый для сбора материала и понимания происходящих событий. Многие у нас его до сих пор отрицают. При этом мы знаем, что кыргызская культура в основном – устная. Отказываясь от этого метода, мы отказываем собственной культуре, истории.
- Конечно, все методы более точны и эффективны в сопоставлении, когда мы можем сопоставить одни и те же события через и устные источники/повествования, архивные документы, любые дополнительные материалы. Но! Но именно архивы то у нас закрыты. Не все, но по тем политическим репрессия 1937-1938 годов («Ата-Байит») и не только.
Память недолговечна. Ученые говорят, что чаще всего она сохраняется не больше чем в трех поколениях.
— Разве тебя не учили запоминать имена семерых предков? – спросил мальчик.
— Не учили. А зачем это? Я вот не знаю и ничего. Живу нормально.
— Дед говорит, что если не будут помнить отцов, то они испортятся.
— Кто испортятся? Люди?
— Да.
— А почему?
— Дед говорит, что тогда никто не будет стыдится плохих дел, потому что дети и дети детей о нем не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать»
(с) «Белый пароход» Ч. Айтматов.
ПРАВО НА ПАМЯТЬ
Знать свое прошлое – это право человека. Больше – это необходимость. Изымая ее, у человека изымают его личность, достоинство.
В жизни человека и общества счастливые события перемежаются часто и с трагическими. Но если мы проработаем и трагические страницы: потери, национальные травмы, спокойно их изучим и осмыслим, научимся говорить об этом с друг другом, с нашими детьми, помня об этом мы не будем повторять наши ошибки. Мы станем сильнее.
Мы станем зрелым обществом. Мы станем ответственными гражданами своего государства. И только тогда к нам с этой зрелостью вернется Достоинство и Солидарность. И тогда мы никому не позволим делать из нас манкуртов.
Из выступления Эльмиры Ногойбаевой на Форуме граждан Кыргызстана, 20 ноября 2022