В политике памяти 1916 года важна деконструкция отношений между двумя сторонами. На мой взгляд, эта деконструкция лежит не в переложении вины на «третьи силы», а в осознании трагедии в общечеловеческом понимании. Через прошлое строится будущее. Здесь важен фактор очеловечения трагедии, когда в центр ставятся судьбы простых людей. Тогда акцент можно сделать не на том, что было, а на том, что надо было делать. Акцент на сохранении человеческого в таких страшных моментах истории человечества помогает избежать недосказанности и откровенной лжи. Пример фильма «Список Шиндлера», когда рассказана история немца, спасающего евреев – это один из способов деконструкции отношений двух сторон. На мой взгляд, даже единичные случаи того, как человек остается человеком, несмотря ни на что – это то, как через прошлое строится будущее. Вопросы морали, человечности – вот что важно поднять в связи с событиями 1916 года. Человек должен задуматься над тем, как надо вести себя в таких случаях и что нужно делать для того, чтобы это не повторялось не только с твоим народом (как это делают армяне и евреи), а вообще ни с кем. В этой связи можно выделить примеры спасения людьми друг друга, несмотря на то, что они оказывались в различных лагерях.
На мой взгляд, необходимо также избегать накладывания коллективной ответственности, а приводить конкретные лица, виновные в истреблении кыргызов. Николай II, премьер-министр Штюрмер, генерал-губернатор Куропаткин и высшие чины Туркестана, Фольбаум и многие другие. Это, на мой взгляд, надо делать не из того, чтобы не испортить отношения с Россией, а чтобы не уподобляться тем, кто уничтожал кыргызов, то есть не действовать так же, как и сами конкретные палачи. Геноцид и истребление по этническому признаку – это, прежде всего, наложение коллективной ответственности на ту или иную группу людей, без разбора правых и виноватых. И если обвинения будут такими же, то есть обвинения всей стране, всему народу, то это сделает нас похожими на царских палачей в том, что будет одинаковая логика действий и мышления – «коллективная ответственность». Нельзя допустить такой схожести.
К сожалению, такого понимания сегодня нет. Особенно по вопросам морали и человеческих ценностей. Это ясно видно на примере участка на южных воротах, предназначенного для строительства мемориального комплекса, посвященного жертвам 1916 года. Он используется для увеселительных заведений под целый парад указов, проектов памятников, мероприятий, невыполненных обещаний, двуличия на самом высоком уровне, всего того, что вряд ли выведет кыргызов из состояния Үркүна. Того состояния, когда все человеческое в людях было забыто.